Партия Евгения Онегина спета 300 раз
Весной 1945 года, 70 лет назад, Свердловская консерватория в силу своей значимости для региона стала называться Уральской. Случилось это в апреле, незадолго до окончания Великой Отечественной войны.
В то суровое лихолетье вглубь страны эвакуировали выдающихся музыкантов из Москвы, Ленинграда, Одессы, Минска, Киева. Служители муз работали в госпиталях и на фронте, помогали формировать Уральский добровольческий танковый корпус, собрали деньги на постройку самолёта «Советский музыкант». Но самое главное — они создали уральскую музыкальную школу, подобной которой нет нигде в мире. Одним из продолжателей традиций, доставшихся от великих учителей, стал академик, профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Николай Николаевич ГОЛЫШЕВ. В канун Дня работника культуры, который отмечается 25 марта, он рассказал ВЕ, как складывалась его жизнь, посвящённая искусству.
Во время войны мальчишке Коле ГОЛЫШЕВУ о беззаветном служении музам приходилось только мечтать. Он родился 9 декабря 1929 года в городе Касли Челябинской области, который знаменит своим художественным литьём. Когда-то сам Петр I выписал в Екатеринбургский уезд иностранных мастеров, дабы наладить «делание желез». Однако с началом Первой мировой войны производство литья было прекращено, а завод переориентирован на выпуск военной продукции. Умирали старые мастера. Страна рисковала полностью утратить секрет производства великолепных изделий.
Только в 1930-х по решению советского правительства в здешнем ремесленном училище были набраны две специализированные группы мальчишек, чтобы обучаться секретам художественного литья. Среди успешно выдержавших экзамены оказался и Николай Голышев. Мальчишка, без сомнения, был художественно одарённым. Он не только умел работать, но с большим вниманием слушал, как его отец, Николай Фёдорович, играл на гармошке и пел старинные русские песни. Наверное, тогда и решилась судьба будущего певца, на пути которого встала война…
— Простите, мне очень сложно вспоминать о Великой Отечественной… Даже о её самых последних днях, когда наш заводской народ сутками не отходил от станков, прислушиваясь к звукам всегда включённых репродукторов, — прерывает рассказ Николай Голышев и достаёт из кармана платок, чтобы вытереть повлажневшие глаза.
Историю своей жизни он рассказывает в фойе Уральской государственной консерватории, служению которой академик, профессор, народный артист РСФСР, Почётный гражданин Свердловской области, выдающийся оперный певец и педагог отдал всю жизнь. В репертуаре большого артиста насчитывается около 60 ролей — это и Валентин в «Фаусте» Ш. ГУНО, и благородный аристократ Елецкий в «Пиковой даме» П. И. ЧАЙКОВСКОГО, и Жермон в «Травиате» Дж. ВЕРДИ, блистательный Фигаро в опере Дж. РОССИНИ «Севильский цирюльник» и многие другие. Только партия Евгения Онегина спета мастером около 300 раз. Отдельная страница — педагогическая деятельность. У мастера почти полторы сотни выпускников, среди которых более 50 лауреатов и дипломантов международных конкурсов, а также немало заслуженных и народных артистов. Его ученики выступают на лучших российских и европейских оперных сценах.
— В моей судьбе многое решил случай, — говорит Николай Голышев. — Служил в армии — участвовал в песенно-музыкальном конкурсе, после чего был переведён из воинской части для продолжения службы в военный ансамбль песни и пляски Западно-Сибирского военного округа. Когда случилась солдатская командировка в Москву, за компанию с другом пришёл прослушаться в столичную консерваторию, решил попробовать свои силы. Почти поступил, не имея на руках аттестата зрелости: школу из-за войны окончить не довелось, но мне разрешили доучиться в вечерней. Однако… Перед тем как приступить к учёбе в Москве, захотел после демобилизации увидеться с родными. Ехал через Свердловск. И отсюда мне уже не удалось продолжить путь в столицу — мой голос оказался нужен уральской сцене…
Говорят, когда ученик готов — приходит учитель. Николай Голышев пришёл к своему учителю сам, но они оба были, видимо, готовы к этой встрече. Прослушав у себя дома мальчика в военной форме, легендарный певец Василий Герасимович УХОВ скомандовал: «Возьмите у него билет! Он никуда не едет, будет петь на Урале. Завтра — на экзамен в консерваторию». Продолжатель российско-итальянских вокальных традиций Василий Ухов вложил в своего талантливого ученика не только умение владеть природными данными, но и многогранную музыкальную культуру.
— Ухов пел в театре до самой старости. Что скрывать: с её наступлением дрожать зачастую начинают не только руки-ноги, но и голос… Но только не у моего учителя! Его голос никогда «не спал», — делится Николай Голышев. — Ухов требовал с молодости соблюдать особый режим, всего себя отдавать искусству. День перед концертом и спектаклем — особый. Ты не думаешь ни о чём другом, настраиваешься. Василий Герасимович рекомендовал хорошо высыпаться, не поздно обедать, много гулять и обязательно отдыхать перед выступлением.
Сейчас азы мастерства Голышев в свою очередь передаёт нынешним студентам уральской консерватории. Несмотря на свои 85 лет, Николай Николаевич полон сил и творческих планов. У него в классе занимаются 11 студентов разных курсов. Все они сейчас заняты подготовкой творческой программы, посвящённой 70-летию Великой Победы. Восьмого апреля со сцены Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского прозвучат композиции, знакомые всем россиянам: «Песня о Москве», «Севастопольский вальс», «Тёмная ночь», «Смуглянка», «Прощайте, скалистые горы», «Журавли» и другие. Те самые песни, которые помогали жить и побеждать.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|