Архитектура меняет образ жизни
Александр СТАРИКОВ возглавлял один из самых известных архитектурно-художественных вузов страны более 20 лет. Недавняя смена должности немногое изменила в его профессиональной жизни: он по-прежнему проектирует будущее. А в конце января 2015-го этому незаурядному человеку присвоено звание «Народный архитектор Российской Федерации».
«За наградой в очереди не стоял»
— Александр Александрович, на сегодняшний день вы являетесь единственным народным архитектором на весь Урал, Западную Сибирь и Поволжье…
— Что, поверьте, совсем не означает, будто в наших краях мало хороших архитекторов. Да, народных артистов в стране человек 700, народных архитекторов всего около 20, причём пятеро из них получили своё звание ещё во времена Советского Союза. Но так происходит совсем не из-за недооценки профессии. Просто на разработку и реализацию своих проектов мы тратим годы кропотливого труда. Кроме того, наши идеи должны получить общественное признание, поучаствовать в фестивалях и конкурсах, имеющих как минимум статус всероссийских. Требования высочайшие, условия жёсткие. Например, не могут быть представлены работы, за которые уже присуждено звание заслуженного архитектора, и между присвоениями двух званий должно пройти не менее 10 лет. Считаю, что архитектор должен быть активен прежде всего в своей профессии, а не в получении званий. Что касается меня, то я к награде не рвался, в очереди не стоял. Был в курсе, что по инициативе Российской академии архитектуры документы на присвоение звания готовятся, но о его получении узнал из сообщения на официальном сайте Президента России.
«Архитектура меняет образ жизни»
— Пожалуй, человеческую жизнь лишь условно можно разделить на этапы и десятилетия, делается это больше для удобства, чем для разграничения. События текут, как полноводная река, которая с каждым годом становится мощнее и глубже… Согласны?
— Я родился в Пермском крае, в котором планировал жить и после окончания института. Преддипломную практику проходил в Пермском проектном институте. Работал над разработкой административно-бытового корпуса для крупного завода. После этого меня пригласили туда работать с предоставлением благоустроенного жилья. Но предложение остаться для научной и преподавательской деятельности в родном институте перевесило. Меня направили на кафедру основ архитектурного проектирования преподавать композицию. А чуть позже получил направление в аспирантуру. Так и определились научные интересы — история уральской архитектуры.
Всё этому способствовало. Мы живём в настоящем заповедном крае. Благодаря Петру I первые промышленные города появились именно на Урале, здесь работали лучшие архитекторы России. Причём они создавали именно архитектуру, а не занимались простым функциональным строительством. Взять, к примеру, Невьянский завод, на котором выпускали лучшее в мире железо, работала самая большая царь-домна, впервые был использован громоотвод, задолго до своего официального открытия применена техника железобетона и тайно плавили первое сибирское серебро... Отец всех заводов! А как он красив!
Только на Урале мы можем познакомиться с промышленной архитектурой XVIII века, в то время как во всём мире в основном сохранились памятники XIX столетия. В самом Екатеринбурге их также более чем достаточно. Например, ВИЗ, который до революции 1917 года назывался посёлком ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА, выполнен в стиле высокий классицизм.
Да, человеческую жизнь, течение истории часто сравнивают с рекой. В этом отношении Екатеринбург — очень живой город, потому что обладает настоящим сокровищем: на его территории находится Исеть. Река нуждается в защите и пристальном внимании. Мне бы очень хотелось, чтобы екатеринбуржцы смогли прогуляться по её благоустроенным берегам от Верх-Исетского завода до Химмаша. Пойма реки должна быть очищена, сделана удобная набережная. Вы не представляете, какое громадное впечатление произвела на меня 15-километровая набережная в Баку. Её ширина составляет около 200 метров, чистая, благоухающая, с многочисленными фонтанами и чайханами. Специально наблюдал: ни одного окурка. Кажется, что гуляющие по набережной люди вообще стараются лишний раз не сорить — урны настолько красивые, чистые, что не хочется их загрязнять.
Архитектура меняет образ жизни людей, повышает культуру. Об этом надо помнить.
«Содержать свой кусочек в порядке — задача посильная»
— Александр Александрович, наверняка ваши мысли нашли отражение в плане мероприятий по подготовке к 300-летию Екатеринбурга.
— Мы уже оговорились, что даты — лишь условность. Нужно изо дня в день действовать так, чтобы при их приближении не впадать в панику, боясь что-то не успеть, а лишь провести своеобразную «предпраздничную уборку территории». Не только деньги запасать да пироги печь. Мы все живём на земле Екатеринбурга, содержать свой кусочек в порядке — задача вполне посильная. Согласитесь, собственники крупных зданий должны иметь средства на их достойное содержание. Необходимо привести в порядок тротуары, фасады, озеленить город. Но это, так сказать, не самые глобальные проблемы.
Что мы видим сейчас? Каждое утро люди устремляются в центр, вечером не могут из него выбраться. Город стоит в пробках. Централизации стараются избегать все мегаполисы мира. Лучший вариант, когда большие города представляют собой своеобразные «созвездия», в которых между домами вместо транспортных развязок есть парки. Зелёные зоны — необходимое условие нормальной жизни человека, он не должен отрываться от земли.
В идеале старания властей города должны быть направлены на то, чтобы переселить людей из «этажерок» многоэтажных домов в более комфортные условия. Необходимые работы в этом направлении уже ведутся. Так, нами давно реализован экспериментальный проект жилого комплекса высокоплотной блокированной застройки — так называемых таунхаусов. Блокированные дома по вариантности объёмно-планировочного решения, составу и площадям помещений, разнообразию архитектурно-художественной стилистики фасадов рассчитаны на удовлетворение потребностей различных семей. Огромный плюс — цена значительно ниже стоимости коттеджей, к которым необходимо подведение индивидуальных коммуникаций. Как правило, высокоплотная блокированная постройка ведётся на окраинах. Это разумно, потому что центр любого города предназначен для высотного строительства.
Памятуя о транспортной проблеме, могу с уверенностью сказать, что Екатеринбургу жизненно необходима поперечная ветка метро — от УрФУ с выходом на Татищева до Малого Конного полуострова или хотя бы до Токарей. В генплане города заложено строительство ветки скоростного трамвая, которая соединит центр с Академическим районом. Сейчас трудно сказать, как именно на наших планах отразится кризис в экономике. Но тяжёлая ситуация не может повлиять на наше желание жить в красивом и комфортном городе, что и предусматривает Стратегический план развития столицы Урала. Опыт мировой архитектуры подталкивает к выводам, что город не может развиваться «единым пятном». Агломерация «Большой Екатеринбург», которая объединит с ним такие города, как Верхняя Пышма, Среднеуральск, Арамиль, Берёзовский, Первоуральск, откроет большие перспективы. Если это случится, то город станет третьим по величине в России, а вся агломерация получит новые возможности своего развития.
— А как это повлияет на транспортную проблему?
— Чем удобнее дороги, тем больше покупают машин. Американский опыт показывает, какой огромной может быть плотность дорог. Но что самое удивительное, никакие хорошие и широчайшие трассы с этой проблемой справиться не могут. Поэтому за рубежом ставка давно делается на общественный транспорт. Личным автомобилям в центре большого города делать нечего. Дополнительное условие — грамотное расположение инфраструктуры. Если общественные учреждения, производственные комплексы, торговые и бизнес-центры будут равномерно распределены в городах агломерации, то жителям не нужно будет преодолевать огромные расстояния, чтобы до них добраться.
— Хочется пожелать, чтобы народных архитекторов на Урале становилось всё больше…
— Думаю, что так и произойдёт. Наш век — это время архитекторов, которые трудятся для того, чтобы жизнь людей становилась лучше.
Из досье
Александр Александрович Стариков родился 12 ноября 1946 года в Кунгуре Пермской области.
Около 40 лет Александр Стариков работает в Уральской государственной архитектурно-художественной академии, которую возглавлял с 1990 года. Под его руководством УралГАХА стала крупнейшим российским центром архитектурно-художественного образования, науки и изобразительного искусства. Под научным руководством Старикова успешно реализуется программа по сохранению памятников истории и культуры Урала. Результатами этой работы стало создание Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала, издание энциклопедий Урала и Екатеринбурга, монографий, отмеченных профессиональными наградами Союза архитекторов России. Были исследованы и поставлены на государственную охрану сотни уникальных объектов истории и архитектуры Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Удмуртской и Башкирской республик. Часть их в настоящее время реставрированы и составляют гордость культурного наследия края (Верхотурье, Невьянск, Алапаевск, Туринск, Тобольск и др.). А. А. Стариков активно участвовал в разработке Стратегического плана развития города Екатеринбурга.
Указом Президента РФ от 20 января 2015 года советнику ректората Александру Старикову присвоено звание «Народный архитектор Российской Федерации».
Друзья о коллеге
Быть не просто строителем, а художником
Кандидат архитектуры, профессор Сергей Александрович ДЕГТЕРЕВ:
— Хочу от души поздравить Александра Александровича, которого знаю ещё со студенческой скамьи, с присвоением такого высокого звания. Стариков заслужил награду своим напряжённым, добросовестным трудом. Он обладает многими талантами, не только неординарным научным чутьём и способностями к организаторской работе. Это очень понимающий человек, всегда готовый войти в положение другого. Никогда не наблюдал в нём профессиональной ревности, зависти. Напротив, будучи крайне увлечённым своим делом, он старался продвигать, поддерживать, мотивировать всех, кто работал рядом с ним. Буквально в эти минуты я отправляюсь в типографию с готовым макетом своего большого альбома «Архитектура. Живопись. Графика». Красивое, дорогое издание. На его страницах есть иллюстрации работ, которыми мы занимались совместно со Стариковым. Например, проектом кампуса Уральского федерального университета имени первого Президента РФ Бориса Ельцина. Нашлось в альбоме место и моим живописным работам. Это тоже отличительная черта нашей академической школы: архитектор должен быть не просто строителем, но и художником.
Задача — сохранить великое наследие прошлого
Начальник научно-исследовательского сектора УралГАХА Александр Владимирович НОЖКИН:
— Вместе с Александром Стариковым мы учились на одном факультете, а после этого долгие годы работали вместе. Могу сказать, что это многогранный человек и учёный. Радостно, что предметом его исследований стало выявление памятников архитектуры Урала, сохранение великого наследия прошлого. Почётный академик Российской академии художеств Александр Стариков является автором 120 научных и методических работ, 12 монографий об архитектуре. Так, издан Свод памятников истории и культуры Свердловской области, а также «Уральская историческая энциклопедия». По его инициативе недавно основана новая серия «Серебряное кольцо Урала», которая будет включать книги-путеводители по всем историческим городам нашего региона. Мы приближаемся к 300-летию Екатеринбурга. Работы Старикова, его опыт и знания — гарантия того, что подготовка к нему будет вестись на должном уровне и по важнейшим направлениям.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|