Профессор, доктор технических наук Владимир ШУЛЬМАН: «В инженерии нужны интеллигенты»
Формальным поводом для встречи стал юбилей нашего собеседника. И повод этот совсем ему не нравится: «Терпеть не могу похороны и юбилеи…» Независимо от отношения к событию, оно всё-таки пришло: 18 декабря 2013 года профессору Уральского федерального университета, доктору технических наук, главному специалисту Инженерного центра энергетики Урала Владимиру Львовичу ШУЛЬМАНУ исполнилось 80 лет. Но разговаривали мы не о юбилее (да и не собирались), а о профессии, в которой Владимир Львович достиг всего, что только возможно. Которой занимается всю жизнь и продолжает заниматься, и учит этой профессии студентов кафедры тепловых электростанций уже более полувека — теперь в УрФУ (раньше в УПИ). И уж это никак не могло быть формальным поводом для юбиляра.
— Некоторые мои одноклассники, окончившие в своё время УПИ, до сих пор помнят лекции, где вы говорили о достоинстве профессии. Вы и сейчас поднимаете эту тему для студентов?
— Постоянно. И в лекциях, и в напутственном «последнем слове» говорю выпускникам, подчёркиваю, что они — продолжатели традиции российской инженерии. А российские инженеры — это российские интеллигенты, не только «узкие» технические специалисты. Люди широкого кругозора, открытые новым знаниям, интересующиеся искусством, литературой, общественно-политическими событиями.
— Вам доводилось встречать таких людей в своём инженерном круге?
— Среди замечательных представителей инженерного сословия есть, к счастью, не только давние исторические примеры, но и мои современники. Подлинными кумирами многих и моими были: заведующий в течение долгих лет нашей кафедрой тепловых электростанций Дмитрий Сергеевич ЖЕВАХОВ, родом из знаменитой княжеской семьи; главный конструктор Турбомоторного завода Михаил Михайлович КОВАЛЕВСКИЙ — из казанских интеллигентов; выходец из крестьянской семьи — профессор Николай Иванович СЫРОМЯТНИКОВ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, блистательный учёный и глубокий поэт-лирик…
— Но сегодняшним будущим инженерам тоже надо оглядываться на своих уже предшественников… На кого?
— Это им выбирать. Не случайно упомянул разное происхождение собственных человеческих и профессиональных образцов в инженерии. Преемственность российских инженеров-интеллигентов определяется и поддерживается не тем, из какой семьи ты родом, а воспитанными в себе качествами — личностными, персональными. Учиться доброму — порядочности, человечности, жадному интересу к жизни — можно и не у самых заметных людей, копить эти примеры и складывать в душу. В моей «копилке» таких немало.
— Поделитесь, пожалуйста…
— Совсем близкий пример. Моя тётя — по образованию металлург, была начальником литейного цеха, играла на фортепиано, бурно обожала новые книги. И произошла с ней такая история. По окончании Ленинградского политехнического института нужно было ехать к месту работы, её профессор одолжил денег на проезд. Тётя смогла вернуть долг сразу после войны, поехала в Ленинград, но, оказалось, профессор умер в блокаду. Тогда на все эти деньги она купила цветы и положила на его могилу. Вот из таких примеров складывался для меня образ российского интеллигента, российского инженера.
— Сегодня профессия инженера, без которой невозможны производство, строительство, энергетика, конечно, востребована. Но как-то уж очень настойчиво зазывают вузы абитуриентов именно на инженерные специальности, принимают в студенты с невысокими, по сравнению с неинженерными факультетами, баллами… Не идут ребята в инженеры?
— Идут. Но важно, чтобы пришли и не ушли из профессии. Сегодня, и это результат давнего процесса, предельно снижен социальный статус «простого инженера». Инженер вытеснен из управления предприятием, стал обычным наёмным работником. Авторитет инженерного звания может быть поднят вместе с повышением его ответственности за производственный процесс, с возвращением инженеру ключевой роли в этом процессе. Знаете, был прежде такой обычай: когда испытывали на прочность только что построенный мост, во время испытаний нагрузками инженер-мостостроитель стоял под мостом. Вот такую степень ответственности за свою работу должен нести современный инженер любой специализации.
— Но ведь эта ответственность не возникнет сама по себе, одномоментно, при повышении статуса. Откуда бы ей взяться у молодого инженера сразу после окончания вуза?
— Над этим мы и работаем со студентами. Учим профессии и одновременно пониманию профессиональной чести инженера. Здесь много составляющих. Например, не браться за выполнение заведомо неэффективного проекта. Инженер — не работник в «бюро добрых услуг», чтобы, ссылаясь на волю заказчика, «сделать подешевле», в итоге «убить» саму суть работы. Инженер не должен быть снобом, барином, ему надлежит с уважением относиться к рядовым участникам реализации проекта. Очень важно для инженера быть готовым к нестандартной ситуации, не предусмотренной инструкциями и правилами, уметь принимать решение в таких обстоятельствах. А для того, чтобы этому научиться, надо самому стремиться к усовершенствованию процессов производства, к изобретательству.
— Владимир Львович, у вас лично, знаю, множество патентов на изобретения. Вы всегда мечтали стать инженером?..
— Никогда не мечтал. Не увлекался в детстве техникой. Хотя мой отец работал и на ДнепроГЭСе, и в Кривом Роге, а когда заводы с Украины были эвакуированы во время войны на Урал — в Магнитогорске. Здесь я и окончил школу при Магнитогорском металлургическом комбинате. Поступать же поехал в Свердловск, в Уральский политехнический институт, на теплофак. Шёл 1951 год, и у парня из Магнитогорска с такой фамилией особого выбора не было. Но я никогда об этом выборе не пожалел. Студенческие годы учёбы в УПИ, жизни в общежитии с друзьями прошли очень счастливо и очень интересно. Представляете, прямо здесь в большом институтском зале мы слушали концерты великого скрипача Давида ОЙСТРАХА, великого джазмена Эдди РОЗНЕРА!.. Бесплатные для студентов концерты. Ходили в оперный театр, в филармонию. Да и как можно было не ходить, живя в Свердловске. Впрочем, сегодня не только студенты, но и некоторые наши выпускники никогда не бывали в Опере.
— Наверное, чтобы ходить в Оперу, будущему инженеру надо ещё до вуза получить определённое воспитание в семье…
— Получил — прекрасно, но если не довелось получить, то получай здесь, в Екатеринбурге — крупнейшем культурном центре страны, не упускай этой возможности, добирай неполученное. Кстати, и вуз мог бы делать больше, чем делает, для культурного образования и развития студентов. Наши будущие инженеры очень плохо владеют русским языком. Существуют гуманитарные, культурологические кафедры не только в бывшем УрГУ, но вот здесь, в инженерной школе — бывшем УПИ. С иностранными студентами языком как раз занимаются, при этом свои же отечественные ребята часто страдают косноязычием, говорят на смеси канцеляризмов, вульгаризмов и англицизмов. Это очень заметно на защитах курсовых, проектов, дипломов. Это значит: мало читают. В студенчестве я узнал о прекрасных писателях, о которых раньше и не слышал, от своих же товарищей и прочитал тогда впервые Булгакова, Бабеля, Пильняка…
— Вы встречаетесь с друзьями студенческих лет?
— Нас мало осталось из выпуска специалистов 1956 года. Но мы помним о живых и ушедших.
— У каждого из вас в дипломе было написано: «инженер», и вы этим гордились. Сейчас вуз перешёл на двухуровневую систему образования — 4 года и 6 лет обучения, а в дипломах пишут соответственно «бакалавр» или «магистр». Как вы считаете, в инженерном образовании эта перемена — к лучшему?
— Как-то на юбилее кафедры мы с коллегами спели песенку, где были такие слова: «Принесут ли лавры бакалавры?..» Не думаю. Четырёх лет бакалавриата для воспитания инженера недостаточно. Однако, по библии, уныние — тяжкий грех. И у тех, кто учится дальше, в магистратуре, кто получает возможность проходить производственную практику (с этим сейчас большие сложности!) не в лаборатории — шанс если не на лавры, то на полноценное овладение профессией есть. Хочется пожелать им успеха. Шанс же стать интеллигентом есть у каждого, стремящегося им стать. Надеюсь, отечественная инженерия их дождётся.
— Если позволите, всё-таки вопрос о «нелюбимом» юбилее. Как собираетесь отмечать, может быть, снова песенку споёте?..
— Песенку не спою, а забавные музыкальные истории из собственной жизни расскажу. На одном из прошлых юбилеев загадывал инженерные загадки, было нескучно. Сейчас будут музыкальные. Например, такая: в популярной песенке времён моего детства «Всё хорошо, прекрасная маркиза» меня тогда заинтриговало самое её начало. Мне казалось, эти звуки могли быть началом какой-то большой музыки. И я услышал их мощное звучание в другом произведении…
— Где же?
— Так начинается Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского — фа, ре-бемоль, до, си-бемоль…
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|