Проколовший перчатку долго не проживёт
Освоение дальнего космоса, телепортация через гиперпространство, путешествия во времени — любимые темы писателей-фантастов и голливудских режиссёров, работающих в жанре «science fiction». «Красиво, но невозможно даже в отдалённом будущем», — вздыхают зрители, развалившись с ведром попкорна в кресле перед экраном и наблюдая головокружительные кульбиты героев в безвоздушном пространстве. «Полный бред!» — восклицают маститые учёные. А вот научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Сергей НАЗАРОВ считает: далеко не всё, что нам показывают в кинофантастике — плод воспалённого воображения сценариста. О том, как отличить антинаучную «лапшу» в кадре от вполне существующих в реальности космических технологий, гость из Крыма рассказал посетителям Ельцин Центра в ходе лекции «Космические эпопеи глазами учёного».
Сеть гигантских телескопов
В фильме «Контакт» главная героиня получает сигнал из космоса и пытается его расшифровать, в том числе и при помощи сети гигантских радиотелескопов.
Реально
— «Контакт» — очень грамотный с точки зрения физики фильм, — уверяет Сергей Назаров. — Ряд моментов показан с высокой достоверностью. Действительно, сети радиотелескопов используются сегодня во всём мире и для научных, и для военных задач. Радиотелескоп принимает радиосигнал и отправляет его на вторичное зеркало, а дальше на приёмник, где сигнал преобразуется в изображение. Но зачем нужно так много этих тарелок в одном месте? Дело в том, что для получения сигнала из отдалённой точки Вселенной нужна очень большая тарелка. Построить тарелку такого размера невозможно — она заняла бы в диаметре сотни тысяч километров. А если сделать несколько небольших и соединить их в режиме интерферометра, можно не только увеличить диапазон поиска, но и сложить волны, приходящие от одного и того же объекта на разные телескопы, и рассмотреть этот объект с разных углов, чтобы получить более детальное изображение.
Кстати
Российские учёные в 2015 году разработали и запустили в космос аппарат «Радиоастрон». Он летает по очень вытянутой орбите, передавая полученные сигналы на наземные радиотелескопы. Таким образом образуется «супертарелка» диаметром 360 000 км, которая позволяет детально изучать не только отдалённые объекты (звёзды и галактики), но даже чёрные дыры, невидимые ни простым глазом, ни в обычный телескоп из-за своих малых диаметров и угловых размеров.
Прыжок в «нору», а затем и в дыру
В фильме Кристофера НОЛАНА «Интерстеллар» главные герои пытаются попасть на планету, расположенную в другой галактике, не прямым путём, а через так называемую «кротовую нору» — искривлённый участок космического пространства, где не работают привычные нам законы физики и немного по-другому течёт время. По сюжету фильма одна из таких «нор» появляется недалеко от орбиты Сатурна. Выполнив миссию, герои «Интерстеллара» в какой-то момент решаются на проникновение внутрь уже не «кротовины», а создавшей её черной дыры. В итоге им удаётся выйти из её плена живыми и невредимыми.
Реально
— «Кротовые норы» — одна из гипотез, обсуждаемых сегодня на вполне серьёзном научном уровне, — поясняет астрофизик. — Согласно ей, сверхмассивные чёрные дыры из-за своей огромной гравитации могут искривлять пространство вокруг себя, создавая своего рода «космические тоннели», связывающие между собой отдалённые точки Вселенной. Если мы будем двигаться между этими точками по прямой, на дорогу уйдёт очень много времени. Если же мы свернём пространство, как листок бумаги, и пробьём в этом листе две дырочки — это и будет «кротовая нора», по которой теоретически возможно попасть в отдалённую точку за короткое время. Но «норы» пока не открыты наукой. Они могут существовать — или не существовать.
Нереально
— «Кротовые норы» сами собой не образуются, — свидетельствует Сергей Назаров. — Их создаёт чёрная дыра, находящаяся поблизости. Если это будет небольшая чёрная дыра (массой всего в 3-4 массы Солнца), при приближении к ней и корабль, и экипаж могут погибнуть в результате так называемой макаронизации (вытягивания под воздействием большой разницы силы притяжения в районе носа корабля и в районе его кормы). А сверхмассивная дыра (в миллионы солнечных масс), образовавшись в районе Сатурна, со временем просто утянет планету внутрь себя, а заодно и собьёт другие планеты с их привычных траекторий. А если к такой супердыре приблизится небольшая звезда, её просто разорвёт на части ещё «на подлёте». Зато небольшой объект — например, космический корабль — спокойно проникнет внутрь сверхмассивной дыры. Проблема в том, что после пересечения так называемого горизонта событий обратно вы уже никогда не вырветесь: сверхмощная сила гравитации, которой обладает чёрная дыра, как бы замыкает все возможные пути выхода на свой центр. Дыра — отдельная вселенная со своими правилами.
Марсианская картошка и дверь на скотче
В фильме «Марсианин» на космическую экспедицию, высадившуюся на Марсе, обрушивается мощная пыльная буря. Главный герой, которого товарищи считают погибшим во время этой бури, пытается выжить на незнакомой планете, разводя на марсианском грунте картошку и поливая её водой, «выжатой» из ракетного топлива. Когда в его модуле взрывается шлюзовая камера, он пытается починить её с помощью полиэтилена и скотча. А в финале, пытаясь «перепрыгнуть» в открытом космосе на борт присланного ему на подмогу корабля, он протыкает герметичную рукавицу скафандра, создавая таким образом реактивную тягу для прыжка.
Реально
— На первый взгляд история с полиэтиленом и скотчем выглядит недостоверно. Но в космической отрасли действительно используются эти компоненты для мелкого ремонта, в том числе даже на МКС, — рассказывает учёный. — Правда, при огромной разнице давления внутри марсианского модуля и снаружи, на поверхности Марса, такую заплатку из полиэтилена нужно натягивать с большим припуском наружу, чем это показано в фильме.
Корабль, который отправляется на выручку главному герою, тоже показан достаточно реалистично. Вот эта круглая штучка посредине — не плод фантазии художника, она необходима для создания на космическом аппарате искусственной гравитации. В длительных перелётах без такой установки не обойтись: состояние невесомости человеческий организм переносит плохо. Но я не думаю, что для полёта на Марс эта установка была бы сильно актуальна — дорога до этой планеты занимает всего несколько месяцев.
Нереально
— Действительно, на Марсе часто случаются бури, некоторые при этом охватывают чуть ли не половину поверхности планеты. Но на Марсе атмосфера очень разряженная, а давление во много раз ниже земного. Такое давление на Земле может быть только на высоте 30 километров, где нечем дышать, и если попасть на такую высоту без скафандра, кровь закипит, и мы очень быстро умрём. А при низком давлении ветер не разовьёт такую силу и скорость, чтобы швырять в людей огромные обломки, как показано в фильме. Ситуация с картошкой, высаженной на марсианском грунте, тоже спорная. Тамошний грунт содержит вещества, вредные и для человека, и для растений. Он не подходит для разведения картошки. Что касается воды, выделенной из гидрозина (ракетное топливо — Е. С.) — теоретически это возможно, хотя гидрозин в чистом виде необычайно токсичен. Но на практике — очень трудно. История с проколотой перчаткой совершенно нереальная, — развенчивает фантазии сценариста Сергей Назаров. — Чтобы создать таким образом реактивную струю, ось этой струи должна быть направлена строго к центру тяжести, иначе при движении вас будет сильно закручивать, а остановить такое хаотическое вращение в космосе очень трудно. Тот, кто попробует повторить в реальности «подвиг» героя Мэтта ДЭЙМОНА, долго точно не проживёт.
Из досье
На базе Крымской астрофизической обсерватории Сергей Назаров занимается мониторингом активных ядер галактик, поиском малых тел Солнечной системы, переменных, новых и сверхновых звёзд, а также изучает природу сверхмассивных чёрных дыр.
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|