27 апреля 2017, четверг, 14:25
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

«Цирк», где согреваются сердца

Особые актёры оживили творчество Хармса Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 27 октября 2016

— Это будет рассказ о чудотворце, который живёт в наше время и не творит чудес... Его выселяют из квартиры, он знает, что стоит ему только махнуть пальцем, и квартира останется за ним, но он не делает этого, он покорно съезжает с квартиры и живёт за городом в сарае. Он может этот старый сарай превратить в прекрасный кирпичный дом, но он не делает этого, он продолжает жить в сарае и в конце концов умирает, не сделав за свою жизнь ни одного чуда...

Этот грустный монолог написал Даниил ХАРМС, один из самых загадочных и мрачных представителей отечественного литературного сообщества. Его считали чудаком и даже сумасшедшим, однако созданные им саркастичные философские притчи странным образом трогают за живое даже сейчас, спустя 7 десятилетий. Примерить на себя шляпу мятежного писателя довелось екатеринбургскому шоумену Андрею РОЖКОВУ. В монолог о чудесах он вкладывает собственный смысл. Капитан «пельменей» не понаслышке знает о том, как важно успевать творить чудеса — при жизни, здесь и сейчас, когда ты ещё можешь что-нибудь изменить.

Именно такова миссия инклюзивной театральной студии «Жизнь», действующей на базе благотворительного фонда «Верба». В составе труппы — необычные актёры. Да и не актёры вовсе, хотя для многих из них сцена в прямом смысле — синоним жизни. Лишённые возможности полноценно двигаться, а порой даже говорить, они преображаются на театральных подмостках. Здесь даже инвалидная коляска способна превратиться в ковёр-самолёт, а трость — в волшебную палочку.

Подобную магию театрального искусства как никто другой понимает режиссёр Лариса АБАШЕВА. Это ей принадлежит идея создания в Екатеринбурге инклюзивного театра, где в одном сценическом пространстве могут сосуществовать здоровые актёры и актёры с особенностями здоровья. Ей же принадлежит идея оживить творчество Хармса — его фантасмагорические сюжеты существуют словно в другом измерении. В этом мире, сотканном из противоречий, особые актёры — с их ломаными движениями, скованностью жестов и речей — выглядят вполне гармонично и естественно.

Спектакль «Цирк Принтимпрам имени Даниила Хармса» создавался год. И до сих пор он находится в «движении» — видоизменяется, дополняется, наполняется новыми смыслами. 26 октября на сцене клуба EverJazz (ул. Тургенева, 22) зрители могли увидеть премьеру обновлённой пьесы — к актёрам инклюзивного театра присоединился Андрей Рожков, специально для которого в постановку была введена роль самого Хармса. Шоумен признаётся — ему впервые довелось выступить в драматической роли, и тем более столь сложного персонажа. В чёрной шляпе, в пропылённом пальто, украшенном бутафорской молью, Рожков был практически неузнаваем — грустный, трогательный, одинокий, и при этом так наивно верящий в чудо. Для актёров театра «Жизнь» кавээнщик — вовсе не «свадебный генерал». Вот уже год он принимает активное участие в жизни фонда «Верба». И даже растит себе смену: в финале спектакля зрителям был представлен бонус-сюрприз — стендап-диалог, где Рожков вывел на сцену своего молодого протеже Илью ПЕРЦЕВА. Несмотря на особенности здоровья, юноша с увлечением творит, сам создаёт шутки и диалоги. Опыт выступлений на сцене дал ему толчок к личному росту — недавно Илья поступил на курсы сценаристов и сейчас надеется сделать творчество своей профессией.

Участие в «Цирке Принтимпрам» для многих особых актёров — сродни подвигу. 23-летняя Вера СЕМЧЕНКОВА ещё год назад практически не говорила. У девушки ДЦП, она прикована к коляске, что, впрочем, не мешает ей вести активную жизнь. В этом году она дистанционно окончила Московский университет печати. В спектакле у неё имеется полноценный персональный номер — Вера читает стихотворный скетч «Очень страшная история». И хотя пока без переводчика актрисе не обойтись (каждую произнесённую ею строчку повторяют коллеги по сцене), в своё выступление она вкладывает весь драматический талант и срывает заслуженные аплодисменты.

Ещё один участник труппы Антон МАМОНТОВ открыл в себе талант рэп-исполнителя. Положенные на ритмическую основу, стихи 30-х годов звучат удивительно свежо. В другом номере он танцует — не вставая с инвалидного кресла. Делает пируэты и поддержки, удерживая призрачную связь с танцовщицей Анной СВЕТЛОВОЙ. Актриса театра «Шарманка» олицетворяет в спектакле аллегорию движения — поначалу кажется, что, прикованные к своим креслам и ходункам, особые артисты оторваны от динамичного мира обычных людей. Но ближе к финалу становится ясно, что грань между двумя мирами зыбка и относительна — достаточно просто поверить в себя, и ты сможешь преодолеть силу притяжения. Пусть не властью природы, но властью искусства.

Прямая речь

Сцена как терапия

Режиссёр театра «Шарманка» и студии «Жизнь» Лариса АБАШЕВА:

—  Прежде я никогда не работала с актёрами с ограниченными возможностями. Наш совместный путь длится уже год. У всех ребят свои особенности здоровья. Мы репетируем два раза в неделю. Начинали с разминок на уровне театрального института — я занимаюсь с ребятами так, как занималась бы с профессиональными актёрами. В процессе таких репетиций становится понятно, у кого какая речь, какое чувство ритма, артикуляция, эмоциональность. Отталкиваясь от каждого конкретного человека, мы создавали индивидуальные номера, которые и составили спектакль. В процессе работы над спектаклем ребята растут, раскрепощаются, проходят полноценный актёрский путь. Актёрская работа — это тяжёлый труд, и ребята очень стараются. В какой-то степени театр для них — это терапия. Мы работаем над речью, занимаемся дыхательной гимнастикой.

Многие люди видят в нашем спектакле что-то очень мрачное. Я считаю, что ничего подобного нет. Наша постановка сделана в контексте театра абсурда, авангарда. Такова и была задумка изначально — именно в жанре театра абсурда наши ребята очень гармоничны. Несколько месяцев назад мы привлекли к работе родителей. Сейчас они тоже участвуют в спектакле —  они появляются в образе «белых людей», которые приходят из другого мира и рассказывают нам о том, что в этом мире всё относительно и очень хрупко. В этом состоит одна из главных мыслей спектакля. Наряду с тем, что на свете существует надежда. Нужно надеяться и идти к своей мечте.

Надо добиваться невозможного

Шоумен Андрей РОЖКОВ:

— Наше сотрудничество с фондом «Верба» продолжается уже больше года. А потому когда Лариса Абашева предложила мне исполнить роль Даниила Хармса, я сразу согласился. Хотя сыграть его, конечно, очень трудно. Он ведь был, мягко говоря, сумасшедшим человеком. Но какой актёр не мечтает сыграть сумасшедшего?! Хармсом быть очень сложно. Что это такое, я даже ещё до конца не понял. Говорят, когда ты сыграл чью-то роль, она становится частью твоей личности. Вот этого я боюсь. Но я надеюсь, что мне хватит сил этого не допустить.

Мне кажется, очень символично, что ребята выбрали для постановки именно творчество Хармса. Очень сложный материал! Я вообще не помню, чтобы его кто-нибудь ставил. Но именно это и здорово. Надо ставить перед собой невозможные цели, чтобы их достигать и доказывать всему и миру и себе самому, что ты можешь это сделать!

Театр — это другой мир

Актёр театральной студии «Жизнь» Антон МАМОНТОВ:

— Я участвую в жизни театра с самого его основания. Творчество — это такая штука, его трудно как-то пощупать. И даже частично описать. Тем более когда ты всё через себя пропускаешь. Когда ты репетируешь, трудишься, а потом со сцены всё это преподносишь зрителям, а тебе ещё вдвойне идёт обратная отдача аплодисментами, восторженными отзывами — это просто непередаваемые чувства. И я сравниваю весь этот процесс с неким другим миром. Когда ты увлечён театром, ты настолько отключаешься от повседневного мира, от будничных проблем, что тебя просто уносит. Ты получаешь от этого драйв, и ты не можешь остановиться. Это как наркотик!

Именно благодаря театру я впервые попробовал публично читать рэп. Раньше, когда-то в подростковом возрасте, я этим баловался. Вообще, я меломан и в каждом направлении нахожу свой изюм. Но рэп — это штука такая особая, «качовая», в нём есть грув. Я рад, что режиссёр Лариса Абашева разглядела во мне этот талант. И мы рискнули преподнести творчество Хармса в рэп-обработке. И, по всей видимости, у нас получилось удачно!



Новости по теме

Андрей Рожков разделит сцену с «особыми» актёрами Содержит Фото Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 21 октября 2016
Шоумен исполнит одну из ключевых ролей в спектакле.
Инклюзив под парусом 10 июня 2016
На Верх-Исетском пруду пройдёт Открытый чемпионат России по инклюзивному парусному спорту.
Коллектив театра движения «ЛИК» готовится к выступлению на уральской земле.
И тогда костыли становятся крыльями IX открытая научно-практическая конференция «АртЕкатеринбург-2015» посвящена работе с особенными детьми Ольга ДРУЖИНИНА, 31 октября 2015
Над всеми семьями с инвалидами словно висит чёрная туча. Эту ситуацию можно и нужно менять.
Верным зрячим попутчиком слепого путешественника стал Самур САРКАРОВ.
Инклюзивный туризм: важно зрячим, нужно слепым Содержит Фото Ольга ЗЫРЯНОВА, 26 сентября 2015
Если человек хочет познать мир, ему не помешают никакие преграды. Это своим примером доказал Владимир ВАСКЕВИЧ.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook