«Авторская кухня», придуманная Автором
Фильм-номинант на «Золотого льва» 73-го Венецианского кинофестиваля «Прекрасные дни в Аранхуэсе» маститого немецкого режиссёра Вима ВЕНДЕРСА нельзя смотреть в спешке или в плохом настроении. Как и к изысканной мишленовской кухне, к этому кинопросмотру нужно подготовиться. Если прийти «на авось», полагаясь только на оптимистичное название картины, может стать скучно от отсутствия действия, от одного и того же пейзажа, от одних и тех же трёх героев. А вот тот, кто целенаправленно пришёл на авторское кино, на фильм именно режиссёра Вендерса, получит иное впечатление — сродни гурманскому наслаждению, а о риске заскучать и речи не будет.
Картина снята по пьесе австрийского писателя Петера ХАНДКЕ, который известен своим филигранным отношением к словесной оболочке любого суждения. Вопрос точности и красоты слова отражён и в фильме. Сразу начинаешь сопереживать Автору (Йенс ХАРЦЕР), который не знает, как начать свою книгу. Проблема состоит не в отсутствии идей или лени, а во всеобъёмности содержания. Из окна вместе с автором мы видим Мужчину (Реда КАТЕБ) и Женщину (Софи СЕМИН), которые делятся друг с другом воспоминаниями о детстве и отрочестве, искусно подбирая слова для того, чтобы была передана вся чёткость их мыслей. У них нет имен, да они и не нужны, поскольку перед нами современные Адам и Ева с красным яблоком посередине стола, призванные олицетворить всё человечество разом.
Герои играют метафорами и, словно во тьме, нащупывают всё более и более ёмкие слова для определения того, что на самом деле обозначить сложно. Обрывки романтических историй, печальных рассуждений и описание вкуса жизни каждого из двоих — важное подаётся через обывательские разговоры. То, что этих людей выдумал сам Автор, и мы, зрители, по сути видим отражение его идей в структурированном виде, понятно сразу же. Но от этого не становится менее интересно смотреть дальше. Мы как будто оказываемся у писателя в голове и видим «авторскую кухню». Сам же создатель романа нам показывает, что не властен изменить ход сюжета, разве что может поменять в нужный момент цвет платья героини или включить под определённый эпизод соответствующую музыку. Зритель не видит горы исписанных листков, выкинутых в урну в минуты недовольства написанным, — всё словно идёт само собой: правильно, размеренно, точно.
Даже погода — чудесный летний день — практически не меняется на протяжении всех дней рассказа. Технология 3D, в которой снят фильм, позволяет как будто почувствовать лёгкое дуновение ветра и, подобно героине, испытать желание укутаться жёлтым шарфом.
Вид за окном становится рамой происходящего, без которой всё разрушится. Внимательность Вендерса к пейзажам в своих картинах известна давно. Но в этом случае, когда перед зрителем экранизация пьесы, что само по себе представляет нелёгкую задачу, пейзаж становится четвёртым героем фильма после Автора, Мужчины и Женщины. Интересно, что даже дом, в котором снималась лента и по которому зритель гуляет вместе с писателем, принадлежал «Божественной Саре» — великой французской актрисе Саре БЕРНАР.
Искусство присутствует в «Прекрасных днях…» не только в виде отсылок к известным именам, но и облечённым в разные формы. Это своеобразная «киноматрёшка», где из одного возникает другое. Вот перед нами театральная постановка, чуть дальше — выступление австралийского музыканта Ника КЕЙВА. Ещё дальше — живопись, в которой зритель растворяется вместе с героями.
Картина так богата режиссёрскими находками, что сложно представить — свой фильм Вендерс снял за сказочно короткий срок. На всё про всё ему потребовалось около двух недель! Продуманные неспешные диалоги, вдохновляющая игра актёров, в том числе и самого драматурга Петера Хандке в роли садовника, помогли Виму Вендерсу сделать это — казалось бы, невозможное. Кстати, это первый фильм немецкого режиссёра, снятый во Франции и на французском языке.
Из досье
Вим Вендерс (Wim Wenders) — немецкий кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Обладатель многочисленных международных кинопремий, в числе которых «Золотой лев» Венецианского фестиваля (1982 год), «Золотая пальмовая ветвь» (1984) и приз за лучшую режиссуру (1987) Каннского кинофестиваля. Наибольшую известность мэтру принесли фильмы: «Алиса в городах», «Ложное движение», «Положение вещей», «Париж, Техас», «Небо над Берлином». С 1996 года и по сей день — президент Европейской киноакадемии.
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|