В Екатеринбурге расцвела «Тагильская роза»
На прошлой неделе в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (ул. Чапаева, 10) открылась выставка-конкурс мастеров лаковой росписи по металлу «Демидовское наследие». С одной стороны, в течение месяца зрителям будут представлены уникальные экспонаты, а также целостные коллекции, которые собирались по крупицам в течение десятилетий. С другой — компетентное жюри уже подвело итоги конкурса среди мастеров, продолжающих творить в технике, прославившей наш регион.
— Выставка-конкурс проходит в наших стенах в рамках большого проекта «Традиционные ремёсла Среднего Урала», — пояснила директор центра традиционной народной культуры Среднего Урала Виктория НОВОПАШИНА. — У этого проекта есть одна большая общая цель — укрепление национального единства нашего региона. Вот и на нашей выставке свои работы представили 24 уральских мастера. В общей сложности зрители и жюри могут оценить более 60 работ. Это тот народный промысел, который лучше всего характеризует и промышленную мощь региона, поскольку для лаковой росписи необходима металлическая основа — фигурные подносы.
Несмотря на то что роспись более всего прославили нижнетагильские мастера, специалисты уверяют, что можно говорить о как минимум трёх центрах лаковой росписи на Урале.
— Прежде всего, я бы отметил Талицкую фабрику, а это примерно 60-е годы XVIII века, — рассказывает член жюри конкурса, доцент РГППУ Александр МАКСЯШИН. — Нижний Тагил я бы назвал вторым центром, здесь развитие данного промысла начинается примерно в 70-е годы XVIII века, а третий центр — это Туринск. Их объединяет единая традиция: идентичность материалов, техники и технологии, а также элементов декора. Уральские мастера писали много заказных работ для столицы, подносы уезжали в Санкт-Петербург. Ремесленники учились друг у друга, перенимали всё, что могли. С одной стороны, это однозначно продвигает вперёд промысел, а с другой — становится практически невозможно отыскать автора тех или иных находок: техники и приёмов письма, узнаваемых композиций.
Мастер-класс по росписи подносов. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.
Постепенно на Урале складывались целые династии мастеров. В своих работах они использовали преимущественно цветочные композиции. Кроме того, широкую узнаваемость по всей стране приобрели «уральская рябина», а также абстрактные орнаменты, использование техники двухцветного мазка, фантазийные формы и богатая цветовая палитра, отражающие всё многообразие нашей природы.
— Можно сказать, что сейчас, как и на заре своего становления и развития, лаковая роспись по металлу вновь становится артельной, надомной. Большие фабрики сохранить не удалось, у мастеров возникают огромные трудности с поиском основы для письма — самих железных подносов, особенно нестандартных форм, — с сожалением говорит Александр Максяшин. — Нельзя позволять мастерам вариться в собственном соку, для них должно быть организовано предметное общение — семинары, выставки, мастер-классы. Сегодня сложно чем-то удивить, и отрадно, когда это всё-таки происходит. Так, жюри отметило работы нижнетагильского мастера Ирины РЕШЕТОВОЙ. Она получила специальный приз за оригинальность.
Работы Ирины РЕШЕТОВОЙ отмечены за яркую оригинальность. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.
Ирина Решетова представила целую серию: подносы «Серебряный вьюн», «Чароит» и «Бирюза». Они оригинальны каждый по-своему, но едины в разработанных автором элементах декора.
— Такое переплетение элементов я начала разрабатывать около пяти лет назад, — рассказывает Решетова. — Представленные работы — часть большой серии, которая называется «Лабиринты подземного царства». В ней мне хотелось передать красоту и разнообразие уральских камней.
Сейчас в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала посетители могут увидеть всё многообразие уральских подносов: квадратных, круглых, прямоугольных, овальных, на которых изображены живописные уральские цветы, ирисы, красочная рябина, снегири, богатые красками уральские пейзажи… И, конечно, настоящую королеву, прославившую уральский промысел по всему миру — знаменитую «Тагильскую розу».
Жюри назвало и имена победителей. В номинации «Лучшая трафаретная роспись» лидировала Евгения НОВОКШОНОВА (Нижний Тагил); в номинации «Лучшая цветочная композиция (роспись)» победу праздновала Елена ВАРДУГИНА (Нижний Тагил). Специальный приз «За сохранение традиций» тоже уехал в Нижний Тагил к Светлане ПАРЫШЕВОЙ. Кроме того, специальный приз «За творческий дебют» был вручён Юлии ФАРХУТДИНОВОЙ (Нижний Тагил). А вот в номинации «Многослойная живопись по металлу» лучшей с работой «Птичий двор» оказалась екатеринбурженка Галина ТОРКОТЮК.
Однако конкурс ещё не закончен. В ходе работы областной выставки-конкурса каждый посетитель экспозиции сможет отдать свой голос за понравившуюся работу. По результатам голосования 10 декабря будет определён победитель в номинации «Приз зрительских симпатий».
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|