21 июля 2018, суббота, 10:23

В Екатеринбурге расцвела «Тагильская роза»

Ольга ДРУЖИНИНА, 14 ноября 2016

На прошлой неделе в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (ул. Чапаева, 10) открылась выставка-конкурс мастеров лаковой росписи по металлу «Демидовское наследие». С одной стороны, в течение месяца зрителям будут представлены уникальные экспонаты, а также целостные коллекции, которые собирались по крупицам в течение десятилетий. С другой — компетентное жюри уже подвело итоги конкурса среди мастеров, продолжающих творить в технике, прославившей наш регион.

— Выставка-конкурс проходит в наших стенах в рамках большого проекта «Традиционные ремёсла Среднего Урала», — пояснила директор центра традиционной народной культуры Среднего Урала Виктория НОВОПАШИНА. — У этого проекта есть одна большая общая цель — укрепление национального единства нашего региона. Вот и на нашей выставке свои работы представили 24 уральских мастера. В общей сложности зрители и жюри могут оценить более 60 работ. Это тот народный промысел, который лучше всего характеризует и промышленную мощь региона, поскольку для лаковой росписи необходима металлическая основа — фигурные подносы.

Несмотря на то что роспись более всего прославили нижнетагильские мастера, специалисты уверяют, что можно говорить о как минимум трёх центрах лаковой росписи на Урале.

— Прежде всего, я бы отметил Талицкую фабрику, а это примерно 60-е годы XVIII века, — рассказывает член жюри конкурса, доцент РГППУ Александр МАКСЯШИН. — Нижний Тагил я бы назвал вторым центром, здесь развитие данного промысла начинается примерно в 70-е годы XVIII века, а третий центр — это Туринск. Их объединяет единая традиция: идентичность материалов, техники и технологии, а также элементов декора. Уральские мастера писали много заказных работ для столицы, подносы уезжали в Санкт-Петербург. Ремесленники учились друг у друга, перенимали всё, что могли. С одной стороны, это однозначно продвигает вперёд промысел, а с другой — становится практически невозможно отыскать автора тех или иных находок: техники и приёмов письма, узнаваемых композиций.

Мастер-класс по росписи подносов. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

Постепенно на Урале складывались целые династии мастеров. В своих работах они использовали преимущественно цветочные композиции. Кроме того, широкую узнаваемость по всей стране приобрели «уральская рябина», а также абстрактные орнаменты, использование техники двухцветного мазка, фантазийные формы и богатая цветовая палитра, отражающие всё многообразие нашей природы.

— Можно сказать, что сейчас, как и на заре своего становления и развития, лаковая роспись по металлу вновь становится артельной, надомной. Большие фабрики сохранить не удалось, у мастеров возникают огромные трудности с поиском основы для письма — самих железных подносов, особенно нестандартных форм, — с сожалением говорит Александр Максяшин. — Нельзя позволять мастерам вариться в собственном соку, для них должно быть организовано предметное общение — семинары, выставки, мастер-классы. Сегодня сложно чем-то удивить, и отрадно, когда это всё-таки происходит. Так, жюри отметило работы нижнетагильского мастера Ирины РЕШЕТОВОЙ. Она получила специальный приз за оригинальность.

Работы Ирины РЕШЕТОВОЙ отмечены за яркую оригинальность. Фото: Ольга ДРУЖИНИНА.

Ирина Решетова представила целую серию: подносы «Серебряный вьюн», «Чароит» и «Бирюза». Они оригинальны каждый по-своему, но едины в разработанных автором элементах декора.

— Такое переплетение элементов я начала разрабатывать около пяти лет назад, — рассказывает Решетова. — Представленные работы — часть большой серии, которая называется «Лабиринты подземного царства». В ней мне хотелось передать красоту и разнообразие уральских камней.

Сейчас в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала посетители могут увидеть всё многообразие уральских подносов: квадратных, круглых, прямоугольных, овальных, на которых изображены живописные уральские цветы, ирисы, красочная рябина, снегири, богатые красками уральские пейзажи… И, конечно, настоящую королеву, прославившую уральский промысел по всему миру — знаменитую «Тагильскую розу».

Жюри назвало и имена победителей. В номинации «Лучшая трафаретная роспись» лидировала Евгения НОВОКШОНОВА (Нижний Тагил); в номинации «Лучшая цветочная композиция (роспись)» победу праздновала Елена ВАРДУГИНА (Нижний Тагил). Специальный приз «За сохранение традиций» тоже уехал в Нижний Тагил к Светлане ПАРЫШЕВОЙ. Кроме того, специальный приз «За творческий дебют» был вручён Юлии ФАРХУТДИНОВОЙ (Нижний Тагил). А вот в номинации «Многослойная живопись по металлу» лучшей с работой «Птичий двор» оказалась екатеринбурженка Галина ТОРКОТЮК.

Однако конкурс ещё не закончен. В ходе работы областной выставки-конкурса каждый посетитель экспозиции сможет отдать свой голос за понравившуюся работу. По результатам голосования 10 декабря будет определён победитель в номинации «Приз зрительских симпатий».



Новости по теме

Лаковая роспись начинается с «семечек» Содержит Фото Ольга ДРУЖИНИНА, 29 октября 2015
Лаковая роспись по металлу появилась на Урале раньше, чем знаменитая жостовская.
Сказы уральских узоров Содержит Фото Анна КОСНЫРЕВА, 18 октября 2013
Теперь уже редко можно увидеть расписные стены, двери, потолки, столь известные на Урале два столетия назад. Тогда встречались целые деревни, украшенные сказочными красочными узорами.
Тёплые чувства в холодном металле Содержит Фото Мария КОНОВАЛОВА, 24 октября 2012
В экспозиции этой выставки более 50 подносов...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook